Untitled-1

Когда доллар был по 25 и ниже, когда «Западные партнеры» «любили» Россию, когда никому бы не пришло и в голову, что наш бомбардировщик не то, что можно сбить, что он вообще будет что-то делать в далекой Сирии многие, и автор, в том числе, спрашивали громко вслух: «Зачем нам этот ГЛОНАСС, когда есть GPS!». Мы возмущались, мы ехидно интересовались, сколько распилят на никому не нужном дубликате GPS, да еще и гарантированно, худшем, чем оригинал. Потому что это же сделано ТАМ. А мы, если что и можем, так только нефть добывать. Лаптем. Делов-то.

Да, начало провокационное, и даже, можно смело говорить, политически ангажированное. Но уж тема больно щекотливая. Ведь тогда, давно-давно, мы все думали, что GPS нужен исключительно для использования в автомобильных навигаторах. Ни о «Калибрах», ни о возможных военных конфликтах со странами Запада, пускай и опосредованных, на территории другой далекой страны никто из нас и близко не помышлял. Все это было, максимум, в новом Голливудском боевике, где хорошие американские морпехи наказывают очередное зло. А вот же как повернулось.

Почему не GPS

Как и положено хорошей вещи, а это напомню и Интернет, и мирный атом, и даже сотовый телефон, ГЛОНАСС (как, собственно, и GPS) вышли из армейских разработок. Так, глобальная спутниковая навигационная система, она же ГЛОНАСС родилась в далеком 1976 году. История разработки отечественной системы глобальной навигации весьма непроста, местами трагична, но из приятного, закончилась счастливым концом. Так 7 декабря 2015 года было объявлено о завершении создания системы ГЛОНАСС. К слову, на сегодня, несмотря на то, что и в Европе, и в Китае разрабатываются свои аналоги, ГЛОНАСС и GPS единственные в мире работающие системы глобальной спутниковой навигации. И, кстати, впервые предложение по использованию спутников для навигации было сделано проф. В.С. Шебшаевичем в 1957г.

history_glonass

Однако, как вы видите, мы только сейчас что-то более-менее узнаем об отечественной навигационной системе, производители ставят в свои устройства возможность пользоваться не только GPS, но и ГЛОНАСС, а также 100% система заработала так вообще только год назад. Не до рекламы. А между тем, чтобы понять, зачем нам нужна своя система, достаточно знать, как она работает, а самое главное, как можно сделать легко, чтобы она не работала.

Дело в том, что любой GPS- или ГЛОНАСС-навигатор получает сигнал от работающих где-то там, в небе, спутников — они передают его все время. По сигналам минимально трех таких спутников можно вычислить свои собственные координаты при помощи хитрых формул, сейчас они нам неинтересны. Суть же сводится к тому, что точность, а это важно, в определенном квадрате планеты Земля, система, что GPS, что ГЛОНАСС может задавать по-разному.

321

Уже начали догадываться о чем идет речь? Например, до 2000 года для всех гражданских навигаторов у GPS была установлена максимальная погрешность в 200 метров. Затем, с «барского плеча» США ограничили для гражданских навигаторов погрешность максимум до 5 метров. Сегодня геодезические навигаторы могут давать погрешность в сантиметрах, но главное не это. Главное здесь: «ограничили». Т.е. для путешествующего человека это может быть сильно и не важно, для автомобилиста понять по какой дороге он едет — тоже. Зато для ракеты типа «Калибр» точность крайне важна. И это возвращает к вопросу, а зачем нам своя система глобального спутникового позиционирования?

xw_1158599

В случае любых боевых действий, не важно на своей территории или нет, если мы будем пользоваться системой GPS и чем-то неугодим нашим «западным партнерам», как это происходит сейчас, они просто программно зададут такую погрешность, что вменяемо пользоваться GPS нам со своими приборами станет невозможно. Имея же возможность раскодировать сигнал со спутников, чтобы убрать погрешность, знающие «нужный ключ» могут продолжать пользоваться GPS вполне нормально.

Конечно, наши ракеты, как ядерные, так и те же «Калибры» помимо всего прочего не надеются только на ГЛОНАСС или даже GPS, там есть свои хитрости. Но ведь и не ракетами едиными? Есть самолеты, танки, просто пехота и все они в современной войне просто обязаны максимально точно ориентироваться на местности. Как следствие, ГЛОНАСС нужен нам для независимой ни от кого позиции. Отсюда и Китай, и ЕС хотят себе также свои собственные системы спутникового позиционирования.

Гражданское использование ГЛОНАСС

Но, было бы некорректно не упомянуть и про гражданские возможности нашей системы. Безусловно, самые простые, которые приходят в голову, это все те же автомобильные и туристические навигаторы. Они теперь есть даже в любом более-менее продвинутом телефоне. Кроме того, ГЛОНАСС могут использовать и в ГИБДД, ставя координаты фиксации нарушения, помимо фото фиксации.

Кроме того, одна из основных областей применения спутниковой навигации – мониторинг транспорта. Навигационное оборудование, принимающее сигналы системы ГЛОНАСС, позволяет определить местоположение автомобиля. Для коммерческих компаний так можно отслеживать нецелевое использование транспорта. Мало того, уже сейчас есть сервисы, которое покажут вам где едет такси, которые вы только что заказали.

Безусловно, пригодится ГЛОНАСС и для спасательных служб. Установив оборудование на автомобилях скорой медицинской помощи, а также транспортных средствах служб МЧС можно более оперативно прибывать к местам чрезвычайных происшествий, определив ближайшую бригаду, для оказания помощи пострадавшим. При помощи ГЛОНАСС отслеживается местоположение и передвижение групп пожарных.
10

Тема использования ГЛОНАСС почти бездонна. Морское судоходство и геодезия, авианавигация, а также даже строительство, прокладка дорог и сельское хозяйство! Например, кстати, состояние моста, ведущего на остров Русский из Владивостока контролируется именно с помощью и ГЛОНАСС, и GPS.

«Оборудование, которое устанавливают на конструкциях моста через пролив Босфор Восточный, позволит в режиме реального времени следить за всеми параметрами состояния моста. Оно выдержит любую погоду и не даст сбоев при снеге, ветре и низкой температуре воздуха», — заявил собеседник агентства РИА НОВОСТИ.

И, конечно, важно понимать, что монополия это всегда соблазн воспользоваться ей в корыстных целях. А потому, имея возможность использовать и ГЛОНАСС, и GPS, тот же Китай будет делать именно так. Особенно в военных разработках. Впрочем, это касается любых стран, не имеющих возможности запустить свою группировку спутников в космос. И тут России снова есть, что предложить.

По материалам: roskosmos.ru, РИА НОВОСТИ.

Фото: vesti.ru, rusmost.ru, инстраграм Роскосмоса.